Профессиональное ретуширование — Уроки фотошопа (photoshop), ФОТОШОП

Этотдовольно большой урок охватывает многие аспекты работы над портретнойретушью – от ретуши морщин и веснушек, до придания кожи гладкой ировной текстуры, распределение света и тени на портрете, добавлениенужных деталей…Возможно этот урок покажется сложным дляновичков в фотошопе. Но если вы твёрдо возьмёте на вооружение принцип –отдельный слой для каждой детали и эффекта и не побоитесь включать вработу маски, то вы сможете без труда освоить ретушь почти напрофессиональном уровне.Известно, что в фотошопе есть несколько способов сделать один и тот же эффект.Этотурок – так же не претендует на то, чтобы стать уникальным, забыв продругие приёмы и техники, но он научит выбирать правильную технику длякаждого конкретного фото.Процесс ретуши состоит из 6 главных шагов.1. Регулировка уровня яркости.2. Ретушь дефектов кожи3. Добавление коже «тонкого макияжа» 4. распределение света и тени.5. придание деталям портрета естественной текстуры6 финальная коррекция цветовой палитры.Вот несколько примеров ретуши.Если всё делать с чувством меры, то степень эффектов всегда можно контролировать и изменять по вашему вкусу и требованиям.Оригинал – это всего лишь изображение из видеоролика, очень низкого разрешения.Эти примеры показывают, что даже такого типа изображения легко поддаются ретуши и сделать её можно очень успешно.Неретушированное фото

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/395ebda15fab.jpg)

средний этап работы

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/ca02ccb0fa74.jpg)

полная ретушь

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/2a47a19fdaf3.jpg)

Шаг 1 Регулируем уровни (яркость, тоновый диапазон)На первом этапе работы важно правильно подобрать уровень яркости.Передначалом любой работы по ретушированию ВСЕГДА копируйте оригинальныйфоновый слой и оставляйте его внизу палитры. Никогда не делайте на нёмникакой коррекции. Это вопрос сохранности вашего изображения – есличто-то пойдёт не так, у вас всегда будет возможность вернуться коригиналу и переделать.Итак, копируем слой и работаем с этой копией. Существует несколько способов создать дубликат слоя.Например, через главное менюLayer> Duplicate Layer Второй – при помощи комбинации клавиш Ctrl+J или Option+J для Мас. Можно мышкой перетащить слой на кнопку Create и new layer внизу палитры слоёв.Дайтеобязательно название продублированному слою . В дальнейшей работе у васможет получиться большое количество слоёв и вы можете просто запутатьсяв них, если не дадите подходящего названия каждому.Поскольку мыбудем делать на этом слое коррекцию яркости при помощи настройкиуровней, можно так и назвать слой «Яркость – уровни» (чтобыпереименовать слой – двойной клик по его названию – печатаем своёназвание слоя)Итак помним всегда!!!Сохраняем исходное изображение нетронутым в виде самого нижнего уровня.Делаем новые слои для каждого изменения и эффекта. Это придаст вашей работе гибкость и возможность всегда всё исправить.Дляизменения параметров яркости в том числе коррекции тёмных и среднихтонов будем пользоваться настройками Уровни (Levels) и Кривые (Curves)Идём в менюImage> Adjustments> Curves (Изображение – Коррекция – Кривые) или жмём (Ctrl+M)Диалоговое окно кривых позволяет регулировать яркость и контраст применительно ко всему изображению.Внашем случае мы устанавливаем курсор в центр кривой потянем кривуювлево или вправо, понаблюдаем как при этом будет меняться изображение.Всё зависит от того, надо ли нам сделать изображение темнее или ярче.Работа с кривыми хорошо помогает отрегулировать степень яркости среднихтонов.См рисунок: Если мы сдвинем кривую так, как указано на скриншоте, то мы сделаем изображение ярче.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/09ce99ea26ba.jpg)

Кривыетакже можно использовать и для работы над контрастностью изображения,коррекции цвета. Поэкспериментируйте на досуге – вы поймёте, что Кривые– очень нужный инструмент фотошопа.Теперь давайте рассмотрим работу диалога Levels (Уровни) – вызвать его можно комбинацией клавиш Ctrl+L

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/f2be6ef97fb1.jpg)

(подвигаем чёрный и белый ползунки к началу гистограммы, регулируем средние тона – серый ползунок) Передвиньтелевый (чёрный) ползунок ближе к тому месту, где начинается самагистограмма – графическое изображение распределения тёмных и светлыхпикселей.Вы увидите, что качество фото значительно улучшится за счёт увеличения тёмных пикселей (если именно их не хватает на фото)Еслиу вас на фото отсутствуют белые пикселы, то левый ползунок такжепервоначально будет находиться « в стороне» от края гистограммы.Сдвиньте его левее. Качество фото улучшится за счёт увеличения светлыхпикселей Средний ползунок используйте для регулировки средних тонов.Нахорошей фотографии должен присутствовать весь тоновый диапазон – отчёрного до белого при хорошем разнообразии средних по яркости тонов. Важно!Посколькуотражение яркости и контрасности очень зависит от настроек вашегомонитора, то при коррекции на компьютере всё может показаться вам напервый взгляд просто замечательным.Но при печати фото, вы можете получить обескураживающей результат.Поэтомусовет – автора урока. Если вы всерьёз решили заняться ретушью иливообще компьютерной графикой, то найдите возможность правильноотрегулировать ваш монитор под существующие стандартные настройки. Для этого есть специальные правила, программы и тесты.Например.Самый простой тест.Если на этой полосе вы не можете чётко различить 10 оттенков значит с монитором у вас действительно проблемы.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/eaafb1617a08.jpg)

Итак,мы отрегулировали наш портрет таким образом, что в нём присутствуют внебольших количествах чёрный и белый цвета и широкий диапазон среднихтонов.Теперь можно переходить ко второму этапу – ретуши дефектов кожи.Step 2. Что всегда отличает фотомоделей на страницах журналов?Ну конечно, идеальная кожа. Это результат ретуши?Поправде говоря, не только . Во-первых, сами модели проходят серьёзныйотбор, их снимают профессиональные фотографы с помощью первоклассногофотооборудования, над их имиджем и макияжем также работаютпрофессионалы. Так что нам, занимающимся любительской фотосъёмкой можнотолько совсем немного приблизиться к тому идеальному гламуру, которыймы видим в любимых журналах.Но мы всё же попытаемся.Поэтому давайте начнём воевать с дефектами кожи. Делаем это на новом слое, чтобы держать всё под контролем.Итак, создаём новый слой вверху палитры. Называем его, например «дефекты кожи».Если вы хотите добиться супер-гламурного изображения, можно создать даже 2 подобных слоя.Навтором корректирующем слое можно удалять значительные дефекты –морщины, пятна и пр. вокруг рта, носа, на щеках, под глазами и вокругподбородка и щёк в то время, как первый слой будет служить для удалениямелких дефектов (мелкие прыщики, веснушки…)Если полное удалениедефектов покажется неестественным, то мы всегда можем смешать слои,чтобы частично вернуться к первоначальному виду фотографии.Рассмотрим инструменты фотошопа, которые используются для удаления дефектов кожи.SpotHealing Brush – замечательный инструмент, который появился в программе,начиная с версии CS2. Просто кликните по пятнышку на коже и оноисчезнет. Нет необходимости брать образцы цвета или применять другиенастройки. Инструмент сам автоматически определяет образец тона,исправляет дефекты и затем автоматически «вживляет вылеченный участоккожи» на прежнее место. Иногда бывает необходимость регулировать размеркисти или параметр жёсткости, особенно если вы уже работали над этимучастком и он выглядит слегка размазанным. Помните, что размер кистидолжен быть слегка больше, чем пятнышко на коже, которое вы убираете.Полезные клавиатурные сокращения:Клавишиоткрывающаяся и закрывающаяся квадратные скобки [ ] позволяют быстроменять размер кисти. И эти же клавиши в комбинации с Shift меняютжёсткость кисти.Healing Brush – Восстанавливающая кисть. Принципработы похож, но вначале нужно взять образец кожи (кликнуть повыбранному участку-образцу, удерживая Alt) Этот инструмент превосходендля работы на нежных участках кожи, особенно возле глаз. CloneStamp Tool (Клонирующий штамп). Так же требует взятия образца кожи дляклонирования. Разница в работе с предыдущими двумя инструментами:образец кожи ложится на новый участок, не смешиваясь по цвету слежащими рядом тонами. Иногда это бывает очень необходимо, особенно награницах участков кожи и например одежды.Можно использовать иобычную кисть со сниженным значением opacity. Удерживая Alt, берёмобразец тона на нужном участке, затем переносим кисть на пятна идефекты и закрашиваем их. Иногда при работе с кистью бывает важноправильно установить (режим) brush blend mode (эти настройки вы найдётев верхней части меню, при выбранном инструменте «кисть» Например,если режим смешивания кисти установить на Color, то в этом случае будетменяться только цвет, а свечение тонов кожи не будет изменяться. Этоочень помогает при работе над неровными участками кожи, например скулы. И снова полезные напоминания:Выпомните принцип, выдвинутый нами вначале – каждую коррекцию делаем нановом слое. А как же быть в этом случае со взятием образцов? Ведь слойпрозрачный и цветовых оттенков на нём нет?А очень просто. Ставимгалку вверху в меню в окошке Sample All Layers (образец всех слоёв) привыбранных клонирующих инструментах, убеждаемся, что активным у насявляется новый чистый слой и начинаем работать.И ещё совет. Какаябы кисть не была выбрана для ретуши, лучше, если её параметр opacity(непрозрачность) не будет превышать 20=30%. Это позволит накладыватьполупрозрачные мазки, контролируя их насыщенность. Образно говоря«строить цвет» Использование при ретуши кистей с непрозрачностью60% и выше часто делает ретушь очень заметной, и линии и мазкивидимыми, грубоватыми и искусственными Вот как выглядят настройки первого слоя коррекции дефектов кожи.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/af3dc00e6ad9.jpg)

Удаляем мелкие дефекты кожи

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/0525eedd9e7c.jpg)

(удаляеммелкие пятна и морщины инструментами, как было описано выше. Вернутьестественность коже мы можем позже, изменив режимы смешивания слоёв)А вот так может выглядеть ваш слой удаления дефектов по окончании этого этапа работы

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/1cd55c56228f.jpg)

Есливаши подкрашивания и подмазывания выглядят навязчиво, можно простоснизить уровень opacity (непрозрачность) слоя, на котором мы делали этикоррекции. Для этого есть специальный ползунок вверху справа в палитреслоёв. Насколько снизить этот уровень – решать вам.Иногда возникаетжелание остановиться после этого шага. Дефекты удалены. Отрегулированыуровни, яркость и диапазон тонов. Что ещё?Ну тогда объединяем слои и будем любоваться результатом!Но всё же мы пойдём дальше и будем добиваться не просто кожи без дефектов, а «безупречной кожи».Шаг 3Идеальная кожа.Напортретах, которые мы ретушируем бывает масса недостатков кожи,причиной которых могут быть как дефекты самой кожи, так и неудачнаясъёмка.Раньше для выравнивания дефектов применялись такие приёмыкак работа с каналами или размытие по Гауссу, работа инструментомSmudge Tool. Они служили и служат для сглаживания. В версии фотошопаCS2 появился фильтр Surface Blur – ещё один инструмент для приданиякоже идеального вида.Применение этого фильтра может стать основой для дальнейшей работы над макияжем.Как он работает?Он берёт образцы пикселей тонов кожи со всех участков лица и мягко смешивает их между собой. Всемкто более менее знаком с основами макияжа известно, что очень важноправильно подготовить для него хорошую основу. Без этой основы макияжляжет грубо и вызывающе. Наша задача – подготовить такую основу нафотопортрете, который зачастую грешит не только проблемами самой кожичеловека, но и ошибками неудачной фотосъёмки. До появления фильтраSurface Blur ретушёры проводили много времени, работая с каналами,лавируя между режимами LAB и RGB. И всё это ради эффекта идеальной кожи.SurfaceBlur помогает справиться со многими проблемами за несколько минут.Главное в его использовании – подобрать правильные настройки и непотерять чувство меры. Этот фильтр хорошо работает во всех случаях, гденужно добиться эффекта гладких поверхностей.Как же работать с фильтром.Послетого как мы проделали всю подготовительную работу, описанную выше,копируем все слои и объединив эти копии, создаём новый составной слой (сами слои не трогаем – они должны остаться как есть, чтобы в любоевремя можно было вернуться к работе с каждым из них.). Этот слой станетосновой дальнейшей работы.Теперь мы создадим ещё одну копию этого составного слоя, к которому и будем применять фильтр Surface Blur. Вот такая подсказка, как быстро сделать составной слой, оставив приэтом все предыдущие слои нетронутыми: Удерживаем клавиши Shift+Ctrl+Altодновременно, и не отпуская их, жмём по очереди N а затем E. Выувидите, что у вас получился новый слой вверху, составленный изпредыдущих а предыдущие слои не изменились.Теперь проделаем этотшаг с комбинацией клавиш ещё раз, чтобы добавить новый слой, к которомуи будем применять фильтр Surface Blur.Давайте посмотрим как должна выглядеть палитра со слоями к этому этапу работы.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/ffc47d596ba8.jpg)

Расположение слоёв самый нижний – наш фотооригиналслой выше (Brightness corrections)– тот, на котором мы делали коррекции яркости и тонового диапазона (уровни, кривые)ещё выше (Blemish removal layer) – слой на котором мы замазывали дефекты кожиВыше – Composite layer – составной слой, который получился из трёх нижележащих в результате комбинации клавиши самый верхний – копия предыдущего, к которому мы будем применять Surface Blur фильтр На следующем скриншоте – как найти нужный нам фильтр

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/b610c2e8d988.jpg)

Применение фильтра к верхнему слою.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/5e5a66c46b00.jpg)

Значения настроек подбираем для каждого фото самостоятельно. 3 скриншота ниже помогут вам это сделать.На первом скриншоте – кожа недостаточно гладкая. Можно увеличить значения настроек.На втором – изображение как в тумане – слишком большие значения настроек фильтра.На третьем — кожа выглядит гладкой и ровной. Фильтр применён правильно.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/75839dfd58cb.jpg)

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/bbea666d7c24.jpg)
(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/e96073ea3d05.jpg) Конечно,правильное применение фильтра требует практики. Хорошо, когда врезультате действия этого фильтра щёки не очень сильно осветляются и наних остаётся диапазон приятных оттенков тёмных тонов.Согласитесь,что даже правильное применение этого фильтра оказывает слишком сильныйэффект, и портрет приобретает искусственный «кукольный» вид.Поэтомуна следующем этапе нам нужны дополнительные приёмы, которые позволятсмягчить его действие, вернуть коже правильные тени и текстуру.Теперь, наверное, самый важный момент – создадим ретушь- маску, котораядаст возможность очень для очень тонких и детальных коррекций.Ретушь-маскаЭтосамая художественная и тонкая часть работы. Если вы освоите этот видработы, то приблизитесь к тому, что называется профессионализм вретуши. Вы сможете исправлять, рисовать, дорисовывать текстуры, света итени, волосы, губы, ресницы и брови и даже украшения…Маски – этоотдельный большой вопрос в освоении фотошопа. По этой теме естьогромное количество уроков, написаны книги (например великолепная книгаКатрин Айсман). В одном уроке не охватить все аспекты, касающиесяработы с масками, посему совет – поищите и ознакомьтесь с масками вдругих источниках, в том числе Интернет-ресурсах.Здесь мы рассмотрим один аспект применения масок из 6 основных.Техника, о которой мы будем говорить называется «чёрная маска» илиhide-маска (скрывающая маска) Она добавляется к слою, когда под ниместь ещё один. На верхнем можно рисовать и при этом очень тонко и аккуратно смешивать его с нижележащим.Обычно,если вы работаете с двумя слоями, то верхний перекрывает нижний,блокирует его. Как изменить это и сделать доступным одновременно инижележащий слой?Мы просто добавим к верхнему слою маску. Сначалаона полностью спрячет изображение верхнего слоя. Но в том месте, где мыначнём рисовать на нём белой кистью, изображение вновь станетпоявляться над изображением нижнего слоя. Таким образом, если вам нужносмешать элементы текстуры, размытия или другие коррекции верхнего слояс нижележащим, вы просто сможете сделать это, работая по маске мягкойкистью белого цвета с низкими значениями opacity (непрозрачность).Маска позволит вам делать любые коррекции ретуши, держа всё под100%-ным контролем. Если вам что-то не понравилось в вашей работе, то вернуть всё назад будет очень просто.Просто измените цвет кисти на чёрный и «сотрите» все сделанные изменения. Итак,- корректируем белой кистью, а чёрной кистью – стираем и прячем непонравившиеся нам изменения. А низкое значение opacity (14-30%) кистипозволит вам делать ретушь мягкой и избежать резких линий и чёткихненужных границ тонов. Как это делается? После того как вы создалидва одинаковых слоя к верхнему применили какой-то корректирующийэффект. В нашем случае как вы помните, это был фильтр Surface Blur, ноэто могут быть и другие приёмы, естественно – добавление резкости,цветокоррекция или что-то ещё. Эффект этот оказался довольно сильным исейчас задача немного смягчить егоДелаем активным слой Surface Blurи добавляем к нему маску – кликам по прямоугольнику, похожему нафотоаппарат, внизу палитры слоёв.Одна деталь. Нам нужна чёрнаяскрывающая маска, поэтому кликать по этому значку будем удерживаяклавишу Alt (Option) иначе вы получите белую маску, работа с которойбудет отличаться от нашей. Вы увидите, что рядом с пиктограммой слоя впалитре появился значок чёрный значок маски.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/987422fc234c.jpg)

Маску можно также добавить через меню Layer>Layer Mask>Hide All (Слой – Маска слоя – скрыть всё)Длятого чтобы начать работать по маске, по ней нужно просто кликнутьмышью, она станет активной – вокруг неё появится небольшая рамка.Теперьберём белую кисть, снижаем уровень её opacity до 6-30%. Начинаемрисовать ей по маске. Вы увидите как размытие (результат примененияфильтра) мягко возвращается на изображение. Пройдитесь кистью по одномуи тому же месту несколько раз, чтобы подобрать степень размытия,которую нужно вернуть фотографии. В первую очередь обработайте щёки илоб. У границ и в тех местах, где вы удаляли складки и морщины степеньразмытия лучше сделать меньше. А в целом – вся работа на этом шаге зависит от вашего художественного вкуса и желания.Вот скриншот

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/cdf0fa7e6a73.jpg)

Надписи на нём в основном повторяют сказанное выше.Но всё же напомню.Вверху – 20% opacity кисти чтобы сделать ретушь мягкой и пластичной.стрелки слева, надпись внизу – работаем белым цветом по маске, чтобы вернуть эффект Surface Blur. В палитре слоёв сверху вниз:Чёрно-белая маскаСлой Surface Blur с добавленной маской.Преждечем начать работу по маске убедитесь, что она активна – кликните поней. При активной маске вокруг ней вы увидите небольшойпрямоугольник-обрамление. После того как вы закончили работу по маске, она будет выглядеть примерно вот так.

(IMG:http://scrache.com/images/forum/1/ad2c561733ee.jpg)

Чемсветлее участки на маске, тем сильнее на этих участках будетпроявляться эффект Surface Blur, на серых участках степень эффектавозвращена частично, на чёрных – эффекта фильтра не будет.Использованиеэтой технике применимо для любых типов коррекции, и позволяет всюработу держать под контролем и что важно – переделать на любой стадии.Какуже было сказано, если что-то при работе с белой кистью пошло не так,просто нажмите Х, цвет кисти поменяется на чёрный и поработав кистью поэтим участкам снова, вы вернётесь к более раннему состоянию фото.Есливам в целом не понравилось, то что у вас получилось, нет необходимостивозвращаться к предыдущему шагу с фильтром Surface Blur, можно простоудалить маску (только маску, а не слой с ней), добавить новую и начатьзаново работу с шага с маской.Кроме того в этом шаге у вас ещё навооружении – opacity (непрозрачность) самого слоя – двигая там ползуноквы сами решите на каком значении стоит остановиться.Режимы смешивания слоёв (mode) также могут оказаться полезны. Попробуйтетакие : overlay, softlight, lighten, darken and multiply (перекрытие,мягкий свет, осветление, затемнение и умножение).Как уже былосказано, работа с такой маской может применяться не только на слое сэффектом Surface Blur, но и там, где добавлены другие эффекты и ихдействие нуждается в коррекции – это может быть слой, к которомуприменялась коррекция резкости, шума, цветокоррекция, наложение текстур…

Автор: Ray12

Перевод: ми-Галка